Национальный план противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы утверждён главой нашего государства

Коррупция, выражающаяся в использовании должностными лицами государства своих полномочий вопреки интересам службы, а в целях извлечения выгоды, является всемирной проблемой.

Поскольку основной категорией дел в моей адвокатской практике являются уголовные дела об экономических и должностных преступлениях, то безусловно я слежу за новостями, касающимися коррупционных преступлений.

Как следует из интервью Бастрыкина А.И. «Российской газете», данного в июле 2021 года, в борьбу с коррупцией входит как выявление коррупционных преступлений и привлечение к уголовной ответственности лиц их совершивших, так и возмещение государству ущерба, причинённого указанными преступлениями.

«За период с 2011 по 2020 годы в суд направлено свыше 90 тысяч (92 400) дел о коррупции. Сумма возмещенного в ходе следствия ущерба (за 10 лет - прим. "РГ") составила свыше 34 млрд рублей, а стоимость имущества, на которое наложен арест, уже приблизилась к 80 млрд рублей. В текущем году в суд направлено почти 4 тысячи уголовных дел о коррупции (3 852), а стоимость имущества, на которое наложен арест, превысила 16 млрд руб. (это данные за 5 месяцев 2021 г.)», - сообщил руководитель Следственного комитета России.

Президент Российской Федерации Путин В.В. подписал Указ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» (далее – Указ).


Фото: http://www.kremlin.ru

Указом утверждён соответствующий план и определены направления деятельности федеральных органов исполнительной власти по его реализации, при этом государственным органам поручено в срок до 01.10.2021 внести соответствующие изменения в их собственные планы противодействия коррупции.

Национальный план содержит в себе 16 направлений деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, направленных на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений, а именно:

- Совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности.

Правительству поручено, в частности:

  • представить предложения по совершенствованию порядка представления лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • проанализировать практику применения федеральными органами исполнительной власти мер по защите лиц, уведомивших представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или иные государственные органы о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения либо о фактах совершения коррупционных правонарушений, в случае необходимости представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере;
  • проанализировать практику использования государственными органами и органами местного самоуправления различных каналов получения информации (горячая линия, телефон доверия, электронная приемная), по которым граждане могут конфиденциально, не опасаясь преследования, сообщать о возможных коррупционных правонарушениях, а также практику рассмотрения и проверки полученной информации и принимаемых мер реагирования.

Верховному Суду Российской Федерации рекомендовано представить предложения:

  • по установлению обязанности судьи, пребывающего в отставке и не желающего соблюдать запреты и ограничения, связанные со статусом судьи, обратиться в квалификационную коллегию судей по месту прежней работы или постоянного жительства с заявлением о прекращении отставки судьи;
  • по установлению обязанности работодателя (представителя нанимателя) при заключении трудовых договоров (служебных контрактов) с гражданами, имеющими статус судьи в отставке, сообщать о заключении таких договоров (контрактов) в квалификационную коллегию судей по месту прежней работы судьи или его постоянного места жительства, а также об установлении административной ответственности за неисполнение указанной обязанности.

Генеральной прокуратуре Российской Федерации поручено:

подготовить с участием Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, иных заинтересованных федеральных государственных органов и представить предложения:

  • по установлению запрета на поступление на федеральную государственную службу и ее прохождение в отдельных федеральных государственных органах (исходя из специфики их деятельности), запрета на прием на работу по трудовому договору в эти федеральные государственные органы и осуществление в них трудовой деятельности для граждан, освобожденных от уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности с назначением судебного штрафа в соответствии со статьей 762 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • по установлению ограничений, связанных с назначением на должность руководителя государственного (муниципального) унитарного предприятия или государственного (муниципального) учреждения лица, имеющего неснятую (непогашенную) судимость или подвергавшегося уголовному преследованию за совершение преступлений коррупционной направленности (за исключением случаев, когда уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям), а также ограничений, связанных с замещением указанным лицом такой должности.

- Повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

- Совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

В указанном направлении Правительству поручено:

  • рассмотреть вопрос о порядке осуществления антикоррупционных проверок, в случае изменения лицом, в отношении которого проводятся такие проверки, места прохождения государственной (муниципальной) службы (работы) или избрания (переизбрания) его на государственную (муниципальную) должность (назначения на иную государственную (муниципальную) должность);
  • рассмотреть вопрос о наделении высших должностных лиц субъектов Российской Федерации правом направлять запросы о проведении оперативно-розыскных мероприятий при осуществлении антикоррупционных проверок в отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности (за исключением депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатов муниципальных образований);
  • с участием Центрального банка Российской Федерации рассмотреть вопрос о целесообразности наделения руководителей органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, специально уполномоченных высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и непосредственно подчиненных им, и лиц, уполномоченных единоличными исполнительными органами государственных корпораций, правом при проведении антикоррупционных проверок направлять запросы в кредитные организации, налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.

Генеральной прокуратуре Российской Федерации поручено:

  • с участием Центрального банка Российской Федерации подготовить предложения по совершенствованию правового регулирования вопросов, касающихся получения прокурорами сведений, составляющих банковскую тайну, при реализации их полномочий в сфере противодействия коррупции.

- Совершенствование правового регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов.

- Применение мер административного, уголовного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования.

Верховному Суду Российской Федерации в данном направлении рекомендовано:

  • обобщить судебную практику по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях, предусмотренных главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Генеральной прокуратуре Российской Федерации в данном направлении среди прочего поручено:

  • с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы судебных приставов продолжить реализацию мер по предотвращению злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и необоснованного проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также по недопущению применения мер процессуального принуждения, препятствующих осуществлению хозяйственной деятельности организаций.

Министерству юстиции Российской Федерации поручено:

  • подготовить с участием Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации и до 10 октября 2022 г. представить предложения:

- о внесении в статью 289 Уголовного кодекса Российской Федерации изменения, предусматривающего установление квалифицирующего признака незаконного участия в предпринимательской деятельности лица, занимающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, или главы органа местного самоуправления;

- о внесении в части первую и четвертую статьи 2041 и часть пятую статьи 2911 Уголовного кодекса Российской Федерации изменений, направленных на устранение диспропорции в применении уголовных наказаний, заключающейся в том, что за посредничество во взяточничестве или в коммерческом подкупе в значительном размере назначается менее строгое наказание, чем за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

- Обеспечение защиты информации ограниченного доступа, полученной при осуществлении деятельности в области противодействия коррупции.

- Совершенствование правового регулирования в части, касающейся ограничений, налагаемых на граждан после их увольнения с государственной (муниципальной) службы.

- Реализация мер по противодействию коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики.

Правительству Российской Федерации поручено:

  • с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, иных заинтересованных государственных органов и организаций, а также Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и общероссийских объединений предпринимателей (работодателей) разработать комплекс мер по повышению эффективности взаимодействия органов государственной власти и предпринимательского сообщества по вопросам противодействия коррупции.

- Совершенствование правовых и организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации.

- Совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом.

- Реализация мер по повышению эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

- Повышение эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов.

- Применение дополнительных мер по расширению участия граждан и институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции.

- Повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции. Укрепление международного авторитета России.

- Реализация мер по систематизации и актуализации нормативно-правовой базы в области противодействия коррупции.

- Применение цифровых технологий в целях противодействия коррупции и разработка мер по противодействию новым формам проявления коррупции, связанным с использованием цифровых технологий.

Генеральной прокуратуре Российской Федерации поручено:

  • представить предложения по совершенствованию правового регулирования вопросов, связанных с выявлением и пресечением преступлений коррупционной направленности, предметом которых являются цифровые финансовые активы, иные цифровые права, цифровая валюта, а также с обнаружением, арестом и последующим возвращением потерпевшим и (или) обращением в доход государства цифровых активов, иных цифровых прав, цифровой валюты, полученных (преобразованных в таковые) в результате совершения этих преступлений.

Следственному комитету Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации поручено:

  • ежегодно, до 1 марта, представлять в Администрацию Президента Российской Федерации сводный аналитический отчет о новых формах проявления коррупции, связанных с использованием цифровых технологий.

Мы видим, что утверждённый национальный план противодействия коррупции включает в себя множество направлений деятельности, посмотрим, как он будет реализован на практике.

Как адвокат, осуществляющий защиту и представительство по экономическим делам и по «коррупционным» преступлениям, надеюсь, что реализация принятого плана не повлечёт необоснованной квалификации действий обвиняемых по «нужным» статьям, в целях повышения статистических показателей правоохранительных органов.

Поделиться в соцсетях:

Задайте вопрос адвокату

В ближайшее время я свяжусь с вами по указанным реквизитам.

Нажимая кнопку «Получить консультацию», Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.

Безопасная передача персональных данных. Защищено SSL сертификатом.