В Уголовный кодекс Российской Федерации предлагается внести изменения, направленные на расширение понятия "должностное лицо"
Указанный законопроект разработан Министерством юстиции Российской Федерации во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378.
Фото: "Адвокатская газета"
Предлагаемые к внесению в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) изменения расширяют понятие «должностных лиц» в сфере хозяйственных обществ и ограничивают возможность применения к таким лицам положений главы 23 УК РФ (преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях) с присущими для указанной категории преступлений особенностями уголовно-процессуального законодательства.
В соответствии с изменениями к должностным лицам предлагается относить лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции не только в акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, но и в любых иных хозяйственных обществах, в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более пятьюдесятью процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.
Логика законодателя заключается в том, что в соответствии с действующей редакцией примечания к статье 285 УК РФ, руководители, на которых планируется расширить применение понятия «должностного лица», в настоящее время не являются субъектами таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, получение взятки, служебный подлог, халатность, при том, что причиняемый ими вред обществу и государству по своей тяжести соответствуют преступлениям, предусмотренным главой 30 УК РФ (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления).
Уголовное преследование руководителей таких организаций за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях часто невозможно из-за отсутствия заявления об ущербе в правоохранительные органы или согласия со стороны руководителя организации, предусмотренных, как необходимое условие для возбуждения уголовного дела по преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях в соответствии со статьёй 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Не мог пройти мимо этой новости, поскольку она непосредственно связана с основным направлением моей деятельности – защитой в уголовных делах по экономическим и должностным преступлениям.